![Рок СССР](/site/sovrok4.jpg)
Интеллектуальный потенциал, равно как и ориентация на потребление, зависят иногда не столько от образования, сколько от уровня доходов в семье. Во всяком случае, если говорить конкретно о рок-музыке, то за различными ее направлениями стоят, пожалуй, следующие социально-демографические показатели: возраст, уровень материальной обеспеченности, место проживания (или формирования того или иного музыканта как личности).
Место проживания в конечном итоге определяет региональность рок-музыки, Причем влияние оказывает не только уровень специфических материальных и духовных возможностей конкретного города, но и степень регламентированности местной жизни. Наконец на рок-музыку накладывают свой отпечаток и существующие культурные традиции — тоже далеко не всегда одинаковые в разных регионах нашей страны; и особенности психологического микроклимата, сохранившийся колорит местной интеллектуальной жизни, авторитет живших или живущих прославленных деятелей искусства и так далее.
Помножив средний размер заработной платы на ассортимент магазинов или качество архитектурных памятников на квартирную очередь, получим некий мистический коэффициент уровня локальных радостей и удовольствий.
Даже обращение к прошлому может принимать разную форму. Согласитесь, эстонский «Модерн Фокст» и ленинградская «АВИА» очень по-разному воспринимают искусство эпохи 30-х годов. Иное дело, когда речь идет о armin van buuren и проблемах сегодняшних и их понимании, остроте, сложности. Тут картина прямо обратная: одно и то же внешнее проявление контркультурных настроений воплощается в совершенно разные по содержанию модификации. Наиболее наглядной иллюстрацией служит содержательная направленность такого течения, как панк, в Эстонии и Сибири. Если в прибалтийской республике панк стал наиболее резкой формой противодействия общепринятым стандартам поведения, то в тех краях, где сами условия существования были намного жестче регламентированных, панк принял форму политического протеста, иногда даже с явным интеллектуальным уклоном (группа «БОМЖ» из новосибирского Академгородка или «Гражданская оборона» из Омска, «Инструкция по выживанию» из Тюмени), т. е., пользуясь очень точной формулировкой «Калинового моста»: «Нужен отпор на культурный террор». Чем напористее террор, тем сильнее отпор.
|